Первый этап - КОМПОНОВКА.
Это распределение предметов и фигур на изобразительной плоскости. Основная цель - заполнение плоскости, элементарное равновесие. Если что-то находится справа, нужно уравновесить его чем-то слева, чтобы не было пустого места.
Есть простые правила компоновки (часто композицию сводят к этим правилам), но компановка и композиция соотносятся как текст телеграммы и литературное произведение.
Варианты компановки можно перечислить по пальцам, возможности композиции неограниченны, здесь нет, и не может быть никаких правил, как не может быть правил в творчестве. По сути, это и есть творчество, творчество формой.
Хорошая или плохая, какая-то компановка имеется в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.
Следующий уровень - КОНСТРУКЦИЯ.
Это схема построения композиции.
Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений - в треугольнике, в круге, в овале... Конструкция касается всего лишь нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это скелет, который потом обрастает мясом деталей, подробностей и нюансов.Конструкция - план организации, но не законченная организация, ее элементы можно заменять другими, двигать, уменьшать или увеличивать.
И третий уровень - это собственно КОМПОЗИЦИЯ.
Итак, компоновка - это орфография, конструкция - грамматика фразы. А композиция - поэтика, наполнение этой фразы выразительностью и смыслом.
Основа конструкции - смысловые и зрительные (конструктивные) связи. Учащийся делает предварительные эскизы, наброски, а потом в процессе работы уточняет положения, размеры и форму элементов изображения, ослабляет одни связи и усиливает другие.
Конструкция, конструктивные связи определяют смысл изображения, а композиция с ее тонкими отношениями гармонии и единства - выразительность, эмоциональное, духовное его наполнение.
Конструкция - это схема построения, композиция - выразительное и законченное целое.
Задание «поразилка» - композиция нужно для учащихся, чтобы приучить их мыслить композиционно. Для того чтобы наши ученики могли видеть вокруг себя сюжеты для будущих картин. Для того, чтобы не происходила трагедия: когда учащийся может нарисовать фигуру человека, написать любой объект... Только вот в это самое время он понимает, что сказать ему нечего.
Продолжение на следующей странице.
|